| |
|
Европа познакомилась с кофе в конце XVI в., а в следующем столетии кофе окончательно входит в быт европейцев. О кофейном дереве писал в 1548 г. Антонио Менавино, а через десять лет Пьер Белон упоминает его в списке растений Аравии, подчеркивая при этом его африканское происхождение. О кофе и кофейных деревьях рассказывает в своей книге, изданной в 1592 г., профессор ботаники университета в Падуе Проспер Альпини. А в книге аугсбурского медика Леонардо Рауфвольфа, выпущенной в 1582 г. и посвященной его путешествиям по странам Востока, можно прочесть следующие строки: " Среди прочих полезных вещей у них есть напиток, которому они придают большое значение и который называют " шаубе". Этот напиток черен, как чернила, и очень полезен при многих болезнях, особенно при желудочных. Они имеют обыкновение пить его утром, и даже на людях, не боясь того, что их увидят. Они пьют его из маленьких глиняных или фарфоровых довольно глубоких чашечек настолько горячим, как только терпят губы. Они часто подносят чашечку к губам, но пьют маленькими глотками... Готовят этот напиток из воды и зерен, которые жители называют "бунну". Эти зерна очень похожи по виду и размеру на ягоды лаврового дерева и заключены в две пленке. Это питье очень распространено. Вот почему на базаре всегда можно видеть купцов, которые торгуют либо напитком, либо зернами".
Вероятнее всего, впервые кофейные зерна доставлены в Европу в 1596 г. немецким натуралистом Беллусом. Еще одно свидетельство. Один из послов папы римского Пьеро делла Валле долгое время жил в Персии и научился мастерски готовить кофейный напиток. В 1614 г. он пишет в письме из Константинополя: "Турки имеют один черный напиток, который летом освежает, а зимой согревает... Они утверждают также, что после ужина он не дает человеку уснуть. Вот почему тот, кто намерен ночью учиться, его употребляет".
Именно делла Валле приписывают приготовление в 1626 г. первой чашки кофе в Италии. Надо заметить, что и здесь поначалу кофе встретил недоброжелательный прием в клерикальных кругах. Чтобы принять окончательное решение по данному вопросу, в конце XVI в. папа Клемент VIII приказал доставить ему кофе. Напиток пришелся ему по вкусу, и вопрос был решен положительно.
Об удивительном восточном напитке на рубеже XVI - XVII вв. пишут в своих отчетах английские путешественники: "...проклятые неверные пьют какой - то напиток, который называют "кофе". Сэр Томас Герберт в 1626 г. в отчете о своей специальной миссии в Персии рассказывает о кофе и даже приводит одну из легенд о его происхождении. Примерно в это же время появляется кофе и в Англии. В 1652 г. гречанка, бывшая рабыня, попавшая из Турции в Англию, открывает первую кофейню в Лондоне. К концу века там уже насчитывается более 3 тыс. кофеен.
В 1646 г. богатый французский аристократ де ла Рок привозит из Константинополя в Марсель жареные кофейные зерна и металлическую кастрюльку для их приготовления. Напиток очень быстро становится популярным у марсельских купцов. Их примеру следуют и купцы из Лиона. В 1664 году француз Тревенс опубликовал книгу "Рассказ о путешествии в Ливант", в которой описан способ приготовления кофейного напитка: "Кофейные зерна поджариваются на противне или на другой металлической посуде, поставленной на огонь. Затем их толкут в мелкий порошок и кладут в большой носатый кофейник, называемый "ибрик"... Когда нашим купцам предстоит много писать, и есть необходимость работать ночью, они выпивают вечером одну-две чашки кофе".
В 1664 году французский король Людовик XIV специальным указом одобрил напиток, и вскоре кофе появился на званом обеде в Лувре. За королем потянулось титулованное дворянство, за дворянством - чиновничество и купечество, а за ними и все те, кому позволяли средства. Кофе в то время стоил очень дорого и не всякий мог себе позволить чашку "напитка жизни".
В 1671 году в Марселе открывается первая кофейня. Примерно в то же время появляется кофе и при дворе французских королей. Кофейным напитком угощал французских аристократов турецкий посол Сулейман Ага. Кофейные церемонии обставлялись чрезвычайно экзотично. Черные слуги посла в пышных восточных одеждах подавали гостям в тончайших фарфоровых чашечках горячий, крепкий и ароматный напиток. Некто Паскаль, мальчиком прислуживавший на приемах Сулейман Ага, в 1672-м году открывает на площади Сен-Жермен кофейную палатку. В 1720 году в Париже уже насчитывается до 380-ти кофеен.
Кофейный напиток становится модным. О нем говорят и злословят. Молва приписывает французской писательнице XVIIв. Маркизе де Севиньи остроту в адрес выдающегося драматурга К. Расина: "Расин пройдет, как и кофе". Почтенная дама имела ввиду скоротечность моды, но даже она не подозревала, насколько окажется права, только в противоположном смысле: кофе никто не собирается забывать, равно как и пьесы Расина, которые до сих пор пользуются бешеным успехом во многих театрах разных стран мира.
Нельзя сказать, что распространение кофе в Европе проходило беспрепятственно. В 18 веке некоторые феодалы пытались запретить открытое или тайное потребление кофе в своих владениях. Такое решение, например, принял один из князей Вестфалии. Но горожане ответили на этот запрет тем, что вынесли на улицу столы и стулья и стали распивать понравившийся им напиток публично. В 1766 году ландграф Фридрих Гессингский издал закон, запрещавший кофе. Этот закон сохранял свою силу в течение 20-ти лет. Доносчик, сообщивший о любителе кофе, получал четвертую часть штрафа провинившегося.
Распространение кофе вызывало вполне оправданное раздражение у торговцев элем и кофе. Они начали яростную кампанию, целью которой было добиться полного и безоговорочного запрета кофе. На Востоке против кофе ополчилось мусульманское духовенство, а в Европе - христианская церковь, опасавшаяся, что "турецкий напиток" принесет влияние ислама. Как только не называли кофе: и "черной кровью турок", и "сиропом из сажи" и другими нелестными словами. Однако до окончательного запрета кофе в Европе дело не дошло. Причина была весьма прозаичной. Кофе облагался различными налогами и пошлинами, которые шли в казну власть имущих. Запрещение употребления кофе влекло за собой неминуемое уменьшение дохода государства.
Торговля кофе давала большие прибыли. Поэтому некоторые государственные деятели поспешили установить монополию на него. Первому это пришло в голову прусскому королю Фридриху I, казна которого беднела в результате многочисленных войн. Декретом короля в городах Пруссии была введена должность вынюхивателя кофе. Прогуливаясь по улицам, специальные правительственные чиновники должны были выискивать (вернее "вынюхивать") нелегальные сушилки кофе.
В самом центре столицы Эстонии - Таллинне, возвышается одна из старинных башен - Кик-ин-де-кек, что означает "посмотри в кухню". Ей около 500 лет. Стражники с верхнего этажа осматривали когда-то крыши городских домов на предмет пожаров, и заодно по дыму, который выходил из труб, определяли, где варят кофе. Виновных облагали большим налогом.